Историк рассказал о гибели уникальных храмов Русского Севера. Почему это происходит до сих пор?

В. Щусева Анатолий Оксенюк. Он подчеркивает, что значительная часть этого наследия была безвозвратно утрачена.
Рассказывая о Петре Барановском, выдающемся архитекторе, реставраторе и искусствоведе, который активно боролся за сохранение исторических памятников древнерусского зодчества, Оксенюк подчеркивает его огромный вклад в спасение уникальных шедевров Русского Севера. Согласно ученому, именно благодаря усилиям Барановского удалось сохранить множество ценных объектов в период сложных перемен в стране.
По мнению Оксенюка, история борьбы за сохранение культурного наследия Русского Севера является важным уроком, демонстрирующим необходимость постоянного внимания к сохранению и охране исторических памятников. Этот период показывает, как важно ценить и беречь уникальное наследие прошлого для будущих поколений.
В истории сохранения культурного наследия важную роль играли музеи, их деятельность напрямую зависела от обстановки на местах. В Вологде, например, существовало сильное музейное сообщество, которое с огромным рвением отстаивало как памятники архитектуры, так и культурное наследие.Необходимо учитывать, что инициативы по перемещению ценных культурных объектов могут вызывать противодействие со стороны местных общественных деятелей. Так, когда Грабарь предложил перевезти множество ценных вологодских икон в Третьяковскую галерею, местные музейщики долго и настойчиво противились этой идее.Интересно отметить, что в свое время ученый Петр Барановский также занимался аналогичной деятельностью. Он организовал перемещение бесценных деревянных храмов Русского Севера на территорию музея-заповедника в Коломенском, спасая их от неизбежного уничтожения на прежнем месте.Эксперт в области архитектуры и истории Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984) высказал горькое недовольство по поводу продолжающейся потери уникальных памятников архитектуры Русского Севера в нашей стране. Он отметил, что общественность узнает лишь о самых шокирующих случаях, таких как поджог церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге в 2018 году. Петр Дмитриевич Барановский, помимо своего выдающегося вклада в архитектуру, также был искусствоведом и реставратором памятников древнерусского зодчества. Он был организатором первого в стране музея-заповедника под открытым небом в Коломенском, где он занимал должность директора в период с 1923 по 1933 годы. Историк подчеркнул, что сохранение и охрана исторических архитектурных ценностей является важным аспектом сохранения культурного наследия нашей страны. Барановский считал, что каждый утраченный памятник архитектуры - это потеря не только для настоящего, но и для будущих поколений.Петр Барановский, известный автор исследований по истории архитектуры и методике реставрации, был одним из основателей Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Андрониковом монастыре в Москве и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Его вклад в сохранение и изучение исторических объектов был огромен.Петр Барановский разработал уникальный метод расчета кирпичного декора по кладке и метод наращивания сохранившихся хвостовых частей кирпича, который стал важным инструментом для специалистов в области реставрации. Его научные труды и публикации по теме архитектуры и истории искусства остаются актуальными и востребованными до сегодняшнего дня.Петр Барановский ушел из жизни 12 июня 1984 года в Москве, оставив после себя богатое наследие в области исследований и реставрации исторических памятников. Его вклад в сохранение культурного наследия России остается неоценимым, и его методы и подходы используются специалистами по всему миру.Источник и фото - lenta.ru