20.05.2024 10:06 240
В России перестало хватать цистерн
С начала текущего года производители сжиженных углеводородных газов (СУГ) столкнулись с серьезной проблемой — более 50 тысяч тонн продукции не были отгружены из-за нехватки цистерн-вагонов.
Информация об этом появилась в материале «Коммерсантъ» («Ъ»), ссылающемся на источники в отрасли.
Одним из последствий такой ситуации стало снижение переработки на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и нарушение обязательств по поставке моторных масел, как отмечают эксперты.В марте главы крупнейших нефтяных компаний России, включая «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть» и «Новатэк», обратились с жалобами к вице-премьеру Александру Новаку. Они подчеркнули, что проблемы с цистернами на железнодорожной сети, высокие списания и низкие закупки создают угрозу дестабилизации рынка и мешают обеспечить стабильное функционирование предприятий.В текущем году операторы столкнулись с проблемой долгих сроков поставки цистерн для строительства, поскольку производители готовы выполнить заказ только к 2025-2026 годам из-за высокой загрузки своих мощностей. Эта ситуация создает серьезные препятствия для развития отрасли.Высокая цена новых цистерн для СУГ стала еще одной проблемой, с которой сталкиваются операторы. Если ранее стоимость составляла 3,7-3,8 миллиона рублей, то сейчас они вынуждены платить более девяти миллионов. Это значительное увеличение цены оказывает давление на финансовое состояние компаний.В условиях растущих затрат на цистерны, коммерческая ставка аренды должна увеличиться до шести тысяч рублей за цистерну в сутки, что становится неприемлемо дорогим для отправителей грузов. Это может привести к дополнительным сложностям в логистике и увеличению издержек для всех участников цепочки поставок.В начале марта Минпромторг оценивал дефицит цистерн для СУГ в 3,6 тысячи единиц. Однако, по последним данным, этот дефицит может значительно увеличиться к 2027 году. По прогнозам источника издания, если в течение 2024-2027 годов будет закуплено от 1 до 2 тысяч цистерн в год, то к 2027 году дефицит достигнет 8 тысяч единиц.Вагоностроители и Минпромторг выступают против идеи продлить срок службы вагонов для решения проблемы дефицита. Они указывают на потенциальные опасности и возможное снижение закупок, что приведет к созданию отложенного спроса, который будет сложно удовлетворить. Однако, заместитель главы ИПЕМ Владимир Савчук предлагает промежуточный вариант - продлить срок службы цистерн с обязательствами по закупке новых единиц.Проблема дефицита цистерн для СУГ становится все более актуальной. В связи с растущим спросом на этот вид транспорта, необходимо принять меры для обеспечения его доступности и безопасности. Предложение Владимира Савчука о продлении сроков службы цистерн с одновременной закупкой новых единиц может быть рациональным решением, которое позволит удовлетворить потребности рынка и избежать возможных проблем в будущем.В контексте постоянно меняющейся экономической ситуации, особенно в сфере нефтепереработки, важно отметить, что в ноябре прошлого года ставки бронирования нефтебензиновых цистерн выросли на треть, достигнув отметки в 1,8 тысячи рублей. Это свидетельствует о значительном влиянии факторов спроса и предложения на цены в этой отрасли.Однако, согласно данным Савчука, эксперта в области логистики и транспортировки, с того момента, когда был зафиксирован первоначальный рост ставок, наблюдается дополнительный прирост в 20 процентов. Это указывает на дальнейшее укрепление рыночной динамики и возможные вызовы, с которыми сталкиваются участники этого сектора.Исходя из вышесказанного, можно предположить, что динамика цен на бронирование нефтебензиновых цистерн будет продолжать привлекать внимание инвесторов, аналитиков и предпринимателей, которые заинтересованы в эффективном управлении рисками и возможностями в сфере транспортной логистики.Источник и фото - lenta.ru