Общество
28.02.2025 21:16
Золотой унитаз из дворца Черчилля украли за пять минут. Что известно о самой странной краже последних лет?
2 Минуты Читать

Этот унитаз, покрытый 18-каратным золотом, был не просто сантехническим прибором, а настоящим произведением искусства. Созданный художником Маурицио Каттеланом, унитаз под названием «Америка» был сатирическим высмеиванием ультрабогатых и потребительской культуры.
Полиция смогла выйти на след преступников и задержать семерых подозреваемых в краже и сбыте унитаза. Однако только спустя пять лет один из них признался в преступлении, а трое оказались перед судом. Этот случай вызвал широкий резонанс в обществе и поднял вопрос о ценности искусства, его уязвимости перед преступностью и роль художественных произведений в современном мире.Итальянский художник-концептуалист Маурицио Каттелан создал унитаз с золотым покрытием под названием «Америка», который весил более 98 килограммов и был застрахован на огромную сумму - 4,8 миллиона фунтов. Стоимость золота на тот момент составляла 2,8 миллиона фунтов. В 2016 году этот артефакт был установлен в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.Неожиданное внимание к унитазу привлекло широкую публику во время первого президентского срока Дональда Трампа. В тот момент глава США попросил у музея одолжить ему картину Ван Гога, но вместо этого ему было предложено забрать золотой унитаз Каттелана. Однако президент отказался от этого предложения.Интерес к произведениям искусства, особенно к таким необычным как золотой унитаз, может вызвать разные реакции у людей. В случае с унитазом «Америка» он стал объектом не только внимания и обсуждений, но и предметом споров и даже политических инцидентов.После этого унитаз был доставлен в Бленхеймский дворец в Оксфорде, который является родовой резиденцией герцогов Мальборо, члены семьи Черчиллей, и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это историческое место также связано с рождением Уинстона Черчилля, одного из самых известных премьер-министров Великобритании. Унитаз был установлен в туалете, сохраняя свою функциональность.На заседании в Королевском суде Оксфорда, которое состоялось в минувший понедельник, 24 февраля, прокурор Джулиан Кристофер назвал происшествие "дерзким рейдом" в своем вступительном слове. Суд имел в распоряжении видеозапись кражи, сделанную камерами видеонаблюдения.Этот инцидент вызвал широкий резонанс в обществе и поднял вопросы о безопасности культурного наследия и мер по его защите. Кража унитаза из такого исторического места как Бленхеймский дворец является не только актом вандализма, но и угрозой для сохранения исторических ценностей.В ночь на 14 сентября пятеро злоумышленников, включая 39-летнего Майкла Джонса, проникли на территорию Бленхеймского дворца, проезжая через деревянные ворота на угнанных автомобилях. Используя внедорожник Isuzu и VW Golf, они достигли здания и разбили окно, которое потом было сфотографировано Джонсом. По судебным документам, он посетил дворец дважды: до установки унитаза и после того, как туалет начал функционировать. На втором визите он также сделал снимок замка на двери.Майкл Джонс, вместе с остальными членами группы, предпринял аудациозное ночное нападение на Бленхеймский дворец, проникнув на территорию и причинив ущерб зданию. Из судебных материалов стало известно, что Джонс не только фотографировал окно в туалете и замок на двери, но и активно участвовал во взломе и проникновении.Этот инцидент поднял вопросы о безопасности и защите исторических зданий от возможных нарушителей. Действия группы злоумышленников, включая Майкла Джонса, вызвали серьезные опасения у общественности и показали уязвимость места, которое должно быть защищено и сохранено для будущих поколений.Недавно произошла дерзкая кража, которая заняла всего пять минут. Преступники вывезли унитаз из объекта искусства, предположительно, чтобы распилить его и продать золото. Однако само произведение искусства так и осталось не найдено.Оказалось, что Джонс был вовлечен в преступную схему со своим работодателем, строителем по имени Джеймс Шин. Шин, 40-летний мужчина, уже признал свою вину в краже и попытке сбыта украденного имущества. Он сотрудничал с Фредом Доу, 36 лет, и Борой Гуччуком, 41 год, в сделке по продаже золота.В переписке с Доу, Шин использовал кодовое слово "машину" для обозначения добычи, то есть золота. Он предложил Доу подходящий вариант и писал: "Я найду что-то для тебя". Как итог, весь этот интригующий план преступников был разгадан и приведен к суду.В мире искусства не всегда можно однозначно разграничить грань между искусством и преступлением. Так, Доу, Гучук и Джонс отрицают свою вину и участие в преступлении, связанном с кражей произведения искусства. В то же время, художник Маурицио Каттелан, после кражи, выразил свою поддержку ворам и даже оценил происшедшее как необычный перформанс. Однако позже он вынужден был опровергнуть слухи о своем причастии к произошедшему и даже признался, что хотел бы, чтобы кража стала своеобразным розыгрышем.Такие ситуации не новы для Маурицио Каттелана, который в прошлом проводил провокационные перформансы, включая кражу произведений других художников. Например, в 1996 году в Амстердаме он устроил скандальный инцидент, похитив всю выставку другого художника из соседней галереи и пытаясь представить эти произведения как свои собственные работы. Таким образом, грани между искусством, провокацией и преступлением в мире современного искусства часто стираются, вызывая дискуссии и разделяя мнения критиков и публики.После кражи «Америки» Каттелан принял участие в масштабной рекламной кампании страховой фирмы Arte Generali, которая специализируется на страховании произведений искусства. Это событие привлекло внимание к художнику и его произведениям, подняв их популярность на новый уровень. Возможно, сама кража стала неожиданным поворотом в карьере Каттелана, привлекающим к нему еще больше внимания и обсуждений.Потом он назвал кражу «тактикой выживания» и оправдывался тем, что ему дали всего две недели на подготовку работ для выставки. «Я пошел по пути наименьшего сопротивления. Это было самое быстрое и простое решение», — объяснил он. Несмотря на то что в дело вмешалась полиция, Каттелану разрешили не закрывать выставку в течение нескольких дней. Возможно, художник использовал кражу как способ привлечь внимание к своему творчеству и вызвать дискуссию о современном искусстве.Итальянский арт-рынок стал для них новым полем деятельности, когда они увидели возможность расширить свое присутствие через кражу. Они решили провести оригинальную фотосессию с художником Каттеланом. На рекламных снимках Каттелан обнажен, но прикрыт огромными бумажными вырезками, на которых изображены его работы, включая пропавший золотой унитаз.Это смелое действие позволило им привлечь внимание к своему творчеству и вызвать обсуждения в искусствоведческих кругах. Фотосессия с художником стала не просто рекламной кампанией, а настоящим произведением искусства, сочетающим в себе провокацию и талант.Таким образом, они не только расширили свой рынок и привлекли внимание к своей деятельности, но и создали уникальное и запоминающееся произведение, которое оставит след в истории искусства.Источник и фото - lenta.ru